Прокуратура сообщает...

Меры социальной поддержки для малоимущих семей
Получение некоторых видов социальной поддержки, в частности государственной социальной помощи, обусловлено признанием семьи или одиноко проживающего гражданина (далее также - одинокого гражданина) малоимущими в связи с тем, что по не зависящим от них причинам их среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума на душу населения (ст. 7 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Под одиноко проживающим, как правило, понимают гражданина, не имеющего других лиц, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства
Вопрос о признании граждан малоимущими решается органом социальной защиты населения по месту их жительства (пребывания) после расчета среднедушевого дохода. Для этого необходимо подать заявление об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (далее - заявление), в котором следует указать сведения о составе семьи, доходах членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и принадлежащем им имуществе на праве собственности. Документы (сведения), необходимые для назначения государственной социальной помощи, запрашиваются органом социальной защиты населения в порядке межведомственного взаимодействия в соответствующих органах (организациях) и (или) представляются заявителем в случае их отсутствия в указанных органах (организациях).
Заявление может быть подано, в частности, через МФЦ (при наличии заключенного соглашения о взаимодействии между органом социальной защиты населения и МФЦ) или лично. Также предусмотрена подача заявления в электронном виде посредством Единого портала госуслуг, а также регионального портала госуслуг (если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта РФ) (ч. 2, 2.1 ст. 8 Закона N 178-ФЗ; ст. ст. 1 - 3 Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ).
При расчете учитывается сумма доходов членов семьи (одинокого гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих одному календарному месяцу перед месяцем подачи заявления.
При этом учитываются доходы, полученные в денежной форме.
Среднедушевой доход семьи определяется путем деления одной трети суммы доходов всех ее членов на число членов семьи. Доход одинокого гражданина определяется как одна треть суммы его доходов. При этом в состав доходов входят в том числе пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты (за исключением некоторых категорий выплат, например единовременной материальной помощи, выплачиваемой в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом), стипендии, алименты, доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества и т.д. (ст. ст. 4, 5, 15 Закона N 44-ФЗ; п. 2 - 4, 11 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512).
Малоимущие семьи (одиноко проживающие граждане), среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ, имеют право на государственную социальную помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи. В целях стимулирования активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации предусмотрено оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта (ст. ст. 1, 7, ч. 1 ст. 8.1, ст. 12 Закона N 178-ФЗ).
Условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта устанавливаются на региональным уровне. При этом в случае софинансирования государственной социальной помощи на основании социального контракта из федерального бюджета учитываются правила, установленные Правительством РФ (ч. 1 - 1.2 ст. 5, ч. 2.3 ст. 8, ч. 1.1 ст. 8.1 Закона N 178-ФЗ; п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2023 N 1931).
Так, в случае софинансирования государственной социальной помощи на основании социального контракта из федерального бюджета органом социальной защиты населения совместно с гражданином и (при необходимости) с иными органами и организациями для граждан разрабатывается программа социальной адаптации. Указанная программа прилагается к социальному контракту. Она может предусматривать мероприятия по поиску работы, по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, по ведению личного подсобного хозяйства, иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (социальные пособия, субсидии и иные выплаты для приобретения необходимых товаров и услуг). В рамках указанных мероприятий при соблюдении установленных условий гражданам производятся денежные выплаты.
Срок социального контракта зависит от конкретного мероприятия, но не может быть менее трех месяцев. Например, в отношении мероприятия по поиску работы социальный контракт заключается не более чем на 9 месяцев (ч. 1 ст. 12 Закона N 178-ФЗ; п. п. 4, 7, 9, 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 1931).
Неработающие одиноко проживающие пенсионеры имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации расходов на плату за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также - плату за жилье).
На федеральном и региональном уровнях также предусматривается социальная доплата к пенсии пенсионеров, как правило, неработающих. Однако при ее назначении берется в расчет не среднедушевой доход пенсионера, а общая сумма его материального обеспечения, которая должна быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ по месту его жительства. При этом региональное законодательство может предусматривать определенные условия получения региональной социальной доплаты к пенсии (ч. 1, 4, 5, 10 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).
В отдельных случаях на пособия и иные выплаты можно претендовать, если среднедушевой доход семьи не превышает определенную величину прожиточного минимума.
Так, женщина, вставшая на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до 12 недель), и один из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей)) ребенка в возрасте до 17 лет при определенных условиях имеют право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка. В частности, размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать величину регионального прожиточного минимума на душу населения. Если указанное пособие назначено и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей)), с 01.01.2025 при назначении такого пособия в связи с рождением последующего ребенка оно назначается и выплачивается в том же размере и на тот же период, что и в отношении предыдущего ребенка. Положения об определении размера среднедушевого дохода семьи в этом случае не применяются (ч. 1 ст. 3, ч. 1, 3, 4, 10 ст. 9, ч. 5 ст. 9.1, ч. 3 ст. 10 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ; ч. 1 ст. 7 Закона от 08.08.2024 N 313-ФЗ).
Кроме того, при определенных условиях возможно получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, в том числе за счет средств материнского (семейного) капитала. Одним из таких условий также является требование к размеру среднедушевого дохода семьи, который не должен превышать установленную величину.
Например, ежемесячную выплату (в размере регионального прожиточного минимума для детей) могут получить постоянно проживающие на территории РФ граждане РФ в случае рождения (усыновления) в период с 01.01.2018 до 01.01.2023 первого ребенка - гражданина РФ, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако осуществление такой выплаты будет прекращено в случае назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (ч. 1, 2, 5 ст. 1, п. п. 1, 7 ч. 1 ст. 6 Закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ; п. 1 ст. 2, п. 5 ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 11.2 Закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ).
Малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, могут быть предоставлены жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. В этом случае для признания малоимущим учитывается не только доход, приходящийся на каждого члена семьи, но и стоимость налогооблагаемого имущества в их собственности (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ; ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире в приоритетном порядке может предоставляться нанимателям и (или) собственникам, проживающим в такой квартире, которые на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях (ч. 1 ст. 59 ЖК РФ).
Малоимущим семьям (одиноко проживающим гражданам), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, предоставляются, в частности, следующие виды социальной поддержки.
Бесплатная юридическая помощь в виде устных и письменных консультаций, составления заявлений, жалоб и других документов правового характера, представления интересов граждан в судах, органах власти и организациях (ч. 1 ст. 6, п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ).
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам в случае, если их расходы на эти цели превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для малоимущих семей максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761).
Государственная социальная стипендия студентам, которая назначается при представлении в образовательную организацию документа органа соцзащиты населения о получении государственной социальной помощи (ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 178-ФЗ; ч. 5 ст. 36 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Заместитель прокурора М.Н. Русин